Образовательные стандарты |
|
Федеральный государственный образовательный стандарт как нормативный документ определил основную цель (миссию) общего среднего образования.
Это цель – становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Установив, в соответствии со статьей 7 п.1 Закона РФ «Об образовании», требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ ступеней школы, государство исходит из того, что единственный и абсолютный в своем значении субъект общего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Все многообразие образовательной деятельности в ее учебной и внеучебной составляющих обретает смысл и ценность лишь постольку, поскольку направлено на выполнение образованием указанной миссии образования. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, его способность к осмысленному продуктивного действию в реалиях современного мира – и есть важнейшие критерии качества полученного им образования.
Основными отличительными особенностями нового Стандарта можно назвать следующие его характеристики:
- Реализация системно-деятельностного подхода (научная психолого-педагогическая школа Л.С. Выготского: А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Условиями для этого должны стать: отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип построения предметного содержания; организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе; широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач; ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности; ритмичная организация образовательного процесса;
- наличие в образовательном учреждении основной образовательной программы (ООП) ступени как программы действий, задающей путь движения начальной школы от постановки цели к результату. Данная программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных программ, предоставляемых авторами учебных курсов; ответственность за принятие ООП и за качество ее реализации несет непосредственно образовательное учреждение; акцент при этом делается не на содержании образования (в Стандарте отсутствует такое понятие, как «минимум содержания» образования), а на его результатах.
- подобное представление результатов требует нового подхода к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку; оценку индивидуального прогресса учащихся; разделение по содержанию, по функциям, и по способам проведения формативного (текущего) и суммарного (итогового) оценивания; расширение форм и способов оценочных процедур; изменения в содержании контрольно-измерительных материалов, в способах и формах предъявления образовательных (учебных и внеучебных) достижений младших школьников, включая использование электронных форм оценки;
- необходимо и принципиально иное описание условий реализации основной образовательной программы, без которых невозможно достижение высоких результатов начального общего образования. Особое место в разделе «Условий» занимает учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП, формирование информационно-образовательной среды начальной школы. Информационно-образовательная среда начальной школы должна поддерживать в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и хранение материалов, используемых в образовательном процессе, в том числе – работ обучающихся и педагогов, различных информационных ресурсов; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения ООП; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное, посредством сети Интернет; управление образовательной деятельностью внутри образовательного учреждения; взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Таким образом, принятый Федеральный государственный образовательный стандарт, с одной стороны, расширяет и увеличивает самостоятельность, с другой стороны, усиливает ответственность образовательного учреждения за результаты и качество школьного образования.
Интернет ресурсы для изучения вопросов, связанных с ФГОС:
Мониторинг ФГОС НОО
Нормативно-правовые документы ФГОС НОО
- Федеральный уровень
- Областной уровень
- Муниципальный уровень
- Школьный уровень
Сайт управляется системой
uCoz